Хольгер Зехузен является членом руководства группы Militzer & Münch и генеральным директором M&M air sea cargo GmbH. Благодаря своему 30-летнему опыту работы в логистической отрасли, он отлично знаком, прежде всего, с рынком в Азии. В интервью он объясняет, почему бизнес группы Militzer & Münch хорошо развивался в последние месяцы и почему он считает работу в отрасли логистики привилегией.
Вы отвечаете за морские и воздушные перевозки Militzer & Münch. Как эти две области развивались в этом году?
Хольгер Зехузен: С 2018 года я, работая во Франкфурте, отвечаю за подразделение воздушных и морских перевозок в Германии. Как член руководства группы Militzer & Münch я также отвечаю за разработку продуктов в сфере международных воздушных и морских перевозок. Мы продвигаем разработку продуктов в нашей децентрализованно организованной группе компаний, придерживаясь общего подхода и идентичной реализации. Иногда отдельные компании требуется в этом убеждать. В настоящее время мы занимаемся в этих сферах бизнеса различными проектами. Особенно тема экологичности приобрела здесь важное значение. Откровенно говоря, это очень интересная задача.
В прошлом году, после трудных весенних месяцев, в связи с COVID-19, бизнес в сфере воздушных и морских перевозок и, особенно, в железнодорожных перевозках, развивался очень хорошо. Это в высшей степени положительное развитие продолжилось и в текущем финансовом году. Помимо прочего, благодаря реструктуризации в последние годы, к началу пандемии мы занимали хорошие позиции и успешно справились с временной неопределенностью в отрасли. За последние несколько лет мы немало инвестировали в управление нашими торговыми направлениями США, Азии и Индии, открыли компанию в Малайзии и, таким образом, обеспечили важные возможности для дальнейшего роста. Несмотря на общее позитивное настроение в отрасли, я думаю, мы не должны позволить себе расслабляться под влиянием хороших результатов в настоящий момент. Такие задачи, как оцифровка, продвижение молодых кадров, их подготовка, сокращение выбросов CO2 при перевозках и, как следствие, сдвиг рынков закупок – это темы, стоящие у нас на повестке дня. Ответы на эти вопросы имеют решающее значение для будущего нашей отрасли.
Что отличает Militzer & Münch от конкуренции?
Хольгер Зехузен: Militzer & Münch — это семейное предприятие, мы ориентируемся на средние организации. Для меня это означает, что у нас большая социальная ответственность перед нашими сотрудниками – она, предположительно, больше, чем у крупных компаний. Плоские иерархии дают нам возможность реализовывать идеи. Наши сотрудники рано учатся брать на себя ответственность и просто что-то пробовать. Успех и неудача зависят от открытого общения и конструктивной обратной связи, что означает, что личное развитие сопровождается руководителем.
Удовлетворенность клиентов является наивысшим приоритетом для Militzer & Münch. Как обстоит дело с этим аспектом в настоящее время?
Хольгер Зехузен: До начала пандемии мы проводили опрос наших клиентов – и тогда удовлетворенность была высокой. Учитывая нехватку всех видов транспорта, в настоящее время, откровенно говоря, картина несколько изменилась. В управлении цепочками поставок общие условия во всей отрасли на данный момент неудовлетворительны. Важно как можно раньше уведомить клиента, если перевозка не может быть выполнена так, как планировалось первоначально. Особенно, наши заказчики из текстильной промышленности в известной степени связаны жесткими контрактами со своими клиентами – здесь, действительно, каждый день на счету. Мы стремимся своевременно обсудить ситуацию с клиентом и предложить ему для перевозки альтернативные пути и решения. Часто мы не можем повлиять на ситуацию, когда, например, контейнер прибывает с опозданием или в другой, отличный от первоначально запланированного, порт. В таком случае план дальнейшей доставки груза в место назначения приходится менять в кратчайшие сроки.
На некоторых складах в аэропортах ожидают обработки несколько тысяч тонн грузов. Грузовики порой простаивают до момента начала загрузки по 48 часов. На сегодняшний день некоторые предприятия, занимающиеся автоперевозками, не принимают заказы на перевозки, связанные с принятием грузов в аэропортах. Даже, если поставки прибыли вовремя, требуется некоторое время, пока они будут найдены агентами по обработке грузов на забитых под завязку складах авиакомпаний.
Помимо сложностей с перевозками, мы также сталкиваемся с проблемами при поиске сотрудников. После теракта 11 сентября в аэропортах действуют очень строгие правила для персонала – это относится и к рабочей зоне перевалочного склада. Те, кто хочет там работать, должны пройти проверку на надежность в соответствии с Воздушным кодексом.
Появились ли за последние несколько месяцев какие-либо новые продукты в сфере воздушных и морских перевозок?
Хольгер Зехузен: Относительно новый продукт мы разработали совместно с нашим менеджментом торгового направления Большой Китай во Франкфурте и нашей компанией в Китае: из Китая на автотранспорте через Казахстан в Европу, чтобы справиться, помимо прочего, с нехваткой грузовых площадей на других видах транспорта. Здесь нашим преимуществом являются ноу-хау и наши собственные компании в Центральной Азии. Данную альтернативу по перевозкам мы все с большим успехом предлагаем нашим клиентам с конца 2020 года.
Кроме того, планируется еще один интересный проект, а именно комбинированное воздушное и автодорожное сообщение между Китаем и Европой. Из Шанхая грузы должны будут отправляться воздушным путем в казахский город Алматы, а оттуда автотранспортом в Европу. Как экспедитор, особенно хорошо разбирающийся в нишевых рынках, наше предприятие является экспертом в таких альтернативных транспортных моделях. Учитывая высокие фрахтовые ставки и ограниченные возможности морских перевозок, этот продукт, безусловно, является привлекательной альтернативой для наших клиентов.
В принципе, мы можем утверждать, что мы очень своевременно распознали и оценили потенциал железнодорожного сообщения между Азией и Европой. В Новом Шелковом пути мы по-прежнему видим большой потенциал для группы Militzer & Münch. Поэтому некоторое время назад мы перевели подразделение железнодорожных перевозок в подчинение Air & Sea GmbH. Команда из четырех человек в Дюссельдорфе координирует все наши железнодорожные перевозки.
Наряду с этим мы из офиса в Дюссельдорфе еще больше расширили проектную логистику в сфере морских перевозок. В Гамбурге мы хотим еще больше расти в области авиаперевозок, прежде всего в секторе AOG, совместно с коллегами в Китае. Кроме того, как группа Militzer & Münch, мы стремимся к сертификации GDP (Надлежащая дистрибьютерская практика), чтобы расширить наш сервис для фармацевтических компаний.
С некоторого времени вся отрасль озабочена нехваткой контейнеров и грузовых площадей. Это ощутила на себе и Мilitzer & Münch. Произошли ли какие-либо изменения в использовании транспортных средств?
Хольгер Зехузен: Да, конечно. Например, нам пришлось доставлять воздушным путем 40 тонн стали из Европы в Мексику – перевозка, которая изначально планировалась как морская. Наше огромное преимущество заключается в том, что мы производим доставку грузов любым видом транспорта и поэтому альтернативное решение находим быстро. Но и здесь необходимо соблюдать следующее: мы должны следить за ликвидностью наших клиентов и партнеров, которые, в свою очередь, зависят от своевременности платежей их собственных клиентов. Некоторые перевозки были запланированы заранее, но фрахтовые ставки взлетели – и не каждому из клиентов они по силам. Мы всегда должны осознавать финансовые риски.
В сфере логистике Вы работаете уже давно. Что Вас в ней привлекает?
Хольгер Зехузен: В этой сфере я работаю уже с 1991 года. До того, как в 2018 году я пришел в группу Militzer & Müch, я более 17 лет проработал в компании Rhenus Logistics, в различных подразделениях и регионах. Наряду с моей деятельностью в Германии, были и интересные задачи в странах СНГ и, особенно в Азии, а затем в течение многих лет и в Юго-Восточной Азии, прежде чем в 2016 году я решил вернуться в Германию. Спустя некоторое время после моего возвращения я осознал, что это уже не мой «дом» и мне захотелось попробовать себя в чем-то новом. Несмотря на то, что я уже долгое время в этой отрасли, работа по-прежнему доставляет мне удовольствие, и я продолжаю каждый день учиться. Откровенно говоря, получать удовольствие от работы и ежедневно решать новые задачи, с моей точки зрения – это привилегия. И это то, что я могу назвать моим драйвом. Мне кажется, что своей мотивацией я могу заражать и своих коллег, с которыми непосредственно работаю. По крайней мере, я на это надеюсь. Но, конечно, оценить это лучше может только мое окружение.
Что бы Вы посоветовали молодежи, желающей посвятить себя работе в сфере логистики?
Хольгер Зехузен: Сфера очень многогранна и предоставляет большие возможности для развития. Притягателен, прежде всего, и интернационализм, который часто позволяет нам по-другому взглянуть на вещи. Кто любознателен, тот может с успехом использовать возможности этой отрасли – и я надеюсь, что своим стилем руководства, я это ежедневно транслирую.
Мы, как отрасль, обязаны заботиться о постоянном улучшении профессионального имиджа и разнообразии возможностей нашей профессии. Например, в рамках нашего сотрудничества с университетом Ст. Галлена (HSG) мы спонсируем ежегодный День инноваций в цепочке поставок и, как предприятие приняли участие в ряде мероприятий в сентябре 2021 года. На мой взгляд, это самый правильный подход для презентации компании и привлечения большего количества молодых людей в сферу логистики.