Алексей Коваленко, Гийом де Лааж де Мё и Николаус Колер, входящие в руководство M&M Militzer & Münch International Holding AG, внимательно следят за работой отдельных компаний. В интервью они сообщают, как до сегодняшнего дня отразилась пандемия COVID-19 на всем предприятии и как развивается спрос на перевозки в отдельных отраслях.
Группа Militzer & Münch работает в 29 странах. Локально масштабы пандемии очень отличаются друг от друга, как и защитные меры, принимаемые правительствами. Как вы справляетесь с этим?
Алексей Коваленко: Безопасность наших сотрудников является для нас главным приоритетом. За исключением некоторых складских площадей, мы относимся к компаниям с легким балансом. Поэтому, нам не составило труда перевести многих сотрудников на удаленную работу. В конечном счете, мы всегда действуем с учетом местных требований и положений. Но, конечно, мы чувствуем ограничения и снижение объемов перевозок в международном товарообороте. На Западе нам очень помогла государственная поддержка, в том числе во Франции и Германии. Это несколько смягчило снижение количества заказов. В Германии, например, мы перевели некоторых сотрудников на неполную рабочую неделю, когда авиасообщение почти прекратилось, и наши грузы не могли перевозиться пассажирскими самолетами.
Николаус Колер: Руководство Militzer & Münch сталкивается с проблемами во всех 29 странах и предпринимает все необходимые шаги, чтобы справиться с исключительной ситуацией. В частности, в Центральной Азии правительства частично ввели жесткие меры. Именно в странах этого региона, по моему мнению, не все транспортные компании переживут кризис. Впрочем, группа Militzer & Münch крепко стоит на ногах. Остается только предполагать, приведет ли кризис к очистке рынка, от которой выиграют отдельные логистические компании.
«Мы работаем с людьми. Нам всем необходимо перестроиться и использовать виртуальные возможности для поддержания контактов.»
Алексей Коваленко,
Финансовый директор, TransInvest и Militzer & Münch, спикер руководства группы Militzer & Münch
Как велась работа, когда все больше и больше стран объявляли о введении режима строгой изоляции (локдауна)?
Гийом де Лааж де Мё: Во Франции введение режима строгой изоляции коренным образом повлияло на всю отрасль. 16 марта французское правительство объявило о введении «домашней самоизоляции», в целях ограничения передвижения граждан – в апреле и мае количество наших заказов снизилось на 50 процентов. На тот момент мы решали задачу, как обезопасить себя финансово. Убытки мы восполнили с помощью кредитов французских банков. Между тем нам удалось немного стабилизировать продажи. С июля положение с заказами у нас улучшилось – даже если оно еще и не достигло того уровня, который был до пандемии. Как все будет развиваться в ближайшие несколько месяцев, зависит, среди прочего, от того, какое влияние окажет вторая волна пандемии.
Николаус Колер: На наш бизнес в Центральной Азии пандемия тоже оказывает большое влияние. Некоторые страны долго не обращали внимания на ситуацию, другие сразу и со всеми вытекающими отсюда последствиями закрыли границы. Это привело не только к полной остановке общественной жизни, но и к резкому спаду экспорта и импорта. В Узбекистане, например, импорт с Дальнего Востока продолжается, но торговля с Европой резко сократилась. Правительство остановило инфраструктурные проекты и в настоящее время инвестирует больше в сферу здравоохранения. Туркменистан закрыл свои границы, за исключением железнодорожных пограничных переходов и парома Баку-Туркменбаши. Международная торговля и импорт практически сошли на нет. Вследствие полнейшего локдауна международные нефтяные компании покинули Туркменистан – в результате чего сдача в аренду наших кранов почти прекратилась. В Грузии и Азербайджане потребительские настроения населения резко упали, что касается внутренних перевозок, а следовательно, и нашего объема заказов. В Грузии в этом году парламентские выборы, границы, по крайней мере, с октября снова открыты – импортные и экспортные перевозки выполняются. В Азербайджане COVID-19 был под контролем, по крайней мере, какое-то время, но конфликт в Нагорном Карабахе отразился на всей стране. Наши команды в Турции, напротив, очень успешно справляются с кризисом. Несмотря на локдаун, они смогли завершить последние месяцы с положительным результатом.
Как развивался спрос в отдельных отраслях?
Гийом де Лааж де Мё: В области автомобильной и текстильной промышленности временное резкое снижение перевозок стало для нас особо ощутимым – прежде всего, в регионах Юго-Западной Европы и Магриба. Сейчас ситуация медленно стабилизируется, но еще не пришла в норму. Здесь нам пока следует набраться терпения и посмотреть, что будет происходить в течение следующих нескольких месяцев.
Алексей Коваленко: Китай первым «очнулся» от локдауна. Совместными усилиями команды в Германии и Китае осуществили ряд авиаперевозок защитных масок. Наряду с этим возрос спрос на перевозки в химической промышленности, производящей дезинфицирующие, моющие и чистящие средства. Эта позитивная тенденция, по крайней мере, немного помогла смягчить сокращение заказов из других отраслей. Совершенно ясно, что международный товарооборот должен продолжать набирать силу. Вполне возможно, конечно, что из-за горького опыта с пандемией некоторые компании переосмыслят свои цепочки поставок и снова будут больше работать с местными поставщиками. Но это не происходит в одночасье.
«Деятельность нашего подразделения EMEX в Казахстане развивается успешно, спрос среди наших клиентов на услуги курьерской службы экспресс-доставки для электронной коммерции значительно вырос.»
Николаус Колер,
региональный директор по Ближнему Востоку и Центральной Азии, отдел продаж Швейцарии, M&M Militzer & Münch International Holding AG
Как пандемия изменила ваше повседневное общение с клиентами?
Алексей Коваленко: Мы работаем с людьми, наш успех зависит от того, насколько тесны контакты с нашими клиентами. Тот факт, что личные встречи с клиентами и потенциальными клиентами сейчас невозможны или очень ограничены, отрицательно отражается на нашей деятельности. Нам всем необходимо перестроиться и использовать виртуальные возможности для поддержания контактов. Здесь, безусловно, в принципе необходимо переосмысление, потому что эти сложности, как предполагается, продлятся еще долго.
Николаус Колер: Однако, в Казахстане ограничение контактов не смогло помешать нам в расширении нашей сферы курьерской службы экспресс-доставки. Деятельность нашего подразделения EMEX развивается успешно, спрос среди наших клиентов на услуги курьерской службы экспресс-доставки для электронной коммерции значительно вырос. Одна из причин, безусловно, заключается в том, что торговые центры закрыты. Это стимулирует онлайн-бизнес B2C.
«В целом, все наши действия за время пандемии укрепили меня во мнении, что Militzer & Münch – действительно гибкая и деятельная компания.»
Гийом де Лааж де Мё,
директор Militzer & Münch France, региональный директор по Юго-Западной Европе и Магрибу, член совета директоров
Возможен ли осторожный прогноз на ближайшие месяцы?
Алексей Коваленко: В конце первого квартала 2020 года наш прогноз на оставшийся год был пессимистичным. Но с июня все изменилось, июль и август прошли достаточно хорошо. Спрос восстановился, объем перевозок вырос. Среди клиентов нами до сих пор не было зафиксировано каких-либо значимых неоплат и тем более банкротств. Но мы должны оставаться бдительными. В настоящее время мы разрабатываем планы на 2021 год и при этом постоянно учитываем первые три квартала 2020 года.
Николаус Колер: Развитие в отдельных странах лишний раз подтверждает, что наша группа занимает крепкие позиции. Например, наше еще относительно молодое совместное предприятие в Сербии находится с момента его создания в прошлом году на пути роста. Открытие логистического комплекса в Беларуси также является положительным сигналом. Отрадно развивается и Дубай – в том числе благодаря торговому обороту нашего основного клиента из сферы пищевой и вкусовой промышленности.
Гийом де Лааж де Мё: В целом, все наши действия за время пандемии укрепили меня во мнении, что Militzer & Münch – действительно гибкая и деятельная компания. Последние месяцы показали, что мы способны быстро и адекватно реагировать на кризис. Поэтому я очень горжусь нашей командой и уверенно смотрю в будущее.